Пояснительная записка к опыту работы воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Ягодное» Шумских Татьяна Борисовна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

 Скачать презентацию

С введением ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – укрепить, сохранить и поддержать здоровье детей. А, следовательно, в своей работе каждый педагог обязан активно использовать здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития.

В здоровьесбережение включены: подвижные и спортивные игры; релаксация; пальчиковая гимнастика; динамическая пауза; самомассаж; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы.

 

 

Я остановила свой выбор на дыхательной гимнастике, так как это поможет развитию речи детей в младшем дошкольном возрасте и окажет положительное воздействие на растущий организм ребенка.

Правильное дыхание избавляет детей от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфатического кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

С момента начала моей педагогической работы я столкнулась с увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии, заметила, что многие дети испытывают затруднения в обучении и трудностями в адаптации. Они часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей «душой» и телом. Эти нарушения поспособствовали повышению на фоне стрессовых ситуаций заболеваемости в группе. Для предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья стало необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из важнейших компонентов этой работы является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.

Мною была изучена методическая литература, обобщенные опыты работы коллег, я познакомилась с информацией из Интернет ресурсов- сайтов для педагогов (дыхательные упражнения главным образом основаны на методах педагогов и психологов: Б.С. Толкачёва, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко).

На основании прочтенного, увиденного и услышанного для своей работы с детьми я разработала систему игр и упражнений дыхательной гимнастики, оформила картотеку пальчиковой гимнастики, разработала конспекты игр-занятий, конспекты прогулок и подвижных игр.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой с удлиненным постепенным выдохом способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др.  часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, пения, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Также легкие и веселые игры, связанные с элементами дыхательной гимнастики способствуют развитию речевого дыхания. Ведь основной вид деятельности малыша - игра! Речевое дыхание - это дыхание, которое идет через рот, поэтому очень важно, чтобы ребенок научился и вдыхать, и выдыхать через рот.

Суть метода, применяемого в моей работе, заключается в основании неглубокого дыхания и задержке дыхания. Занятия дыхательной гимнастикой с детьми провожу по 2-3 минуты, не раньше, чем через час после приема пищи. Также использую дыхательную гимнастику в различных режимных моментах. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, лежа, сидя. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираю с веселыми названиями. Большинство пособий изготовляю сама, стараюсь делать их яркими и привлекательными. Есть игры, особо любимые детьми: «Кораблик»; «Фасолевые гонки», «Воздушный футбол», «Воздушный шарик», «Снегопад»; «Расти пена», «Горячий чай».

Используя дыхательную гимнастику в коррекционной работе с дошкольниками я увидела следующие положительные результаты:

  • Снижается уровень заболеваемости;
  • Повышается работоспособность, выносливость;
  • Дыхательная гимнастика способствует правильному развитию психических процессов;
  • Улучшается зрение;
  • Происходит развитие общей и мелкой моторики;
  • Повышается речевая активность;
  • Увеличивается уровень социальной адаптации.

На основании всего выше сказанного, можно смело утверждать следующее:

  • Дыхание – одна из основных функций человека.
  • Правильное дыхание – залог здоровья.
  • Жизненную емкость легких можно развивать через физические упражнения и игры дыхательной гимнастики.