«Математика как средство развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Невойт Е.А.

2017 02 13 or 1
Актуальность выбранной темы основана на данных наблюдений за детьми - отсутствие умений применять математические знания в практических ситуациях. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами по математике, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.

При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Неумение детей применять имеющие знания затрудняло освоение нового материала и снижало их познавательную активность на занятиях. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много не довыполненных заданий. В дальнейшем это усложнило бы решение задач поставленных программой в области математики в старшем возрасте, которые предполагают: создание внутреннего плана действий, развитие различных форм воображения, формирование начал логического мышления: овладение умениями классифицировать, обобщать, анализировать, схематизировать. 

Перспективность моего опыта заключается в том, что именно формирование познавательной активности ребенка – основная задача образовательной работы современного детского сада, так как активность ребенка в познании станет предпосылкой его успешного обучения в школе. Отвечая современным требованиям, развитие математических способностей интегрирует в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Развитие речи» и др., способствуя гармоничному развитию ребенка, ненавязчиво развивает мышление, внимание, воображение, способствует развитию творческой активности.
В последние 3 года цель моей педагогической работы заключалась в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей через использование математического моделирования и занимательных дидактических игр математического содержания.
Процесс обучения строила на основе игровых сюжетов, используя разнообразные приемы активизации детей: сюрпризные моменты, проблемную мотивацию, яркую наглядность. С целью привлечения родителей к совместной деятельности, предлагала детям взять игру домой и вместе с родителями придумать новые образы. Строя работу от простого к сложному старалась создать каждому ребенку ситуацию успеха.
В индивидуальной работе оказывала помощь детям, испытывающим трудности в усвоении материала, осуществляла индивидуальный подход к детям с опережающим развитием, усложняя игровые задачи. С детьми низкого уровня развития занималась дополнительно во второй половине дня по желанию ребенка, стараясь подбирать не очень сложные задания, целью которых было вызвать интерес и желание заниматься с игровым материалом, постепенно усложняя их до уровня соответствующего способностям конкретного ребенка.
Когда дети легко и безошибочно справлялись с заданием определенной ступени, предлагала игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя. В процесс обучения включала пословицы, загадки, считалки. Работу по развитию представлений о форме осуществляла параллельно с обучением счету, с упражнениями в сравнении и группировке фигур по двум признакам. Проводила игровые упражнения с целью воссоздания предмета или изображения из частей.
Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:
1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).
2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Последовательно детям предлагались задания на трансформацию объекта, размера объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи. В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.
Наблюдая за детьми, сделала вывод о том, что дети с удовольствием занимались играми математического содержания в свободной деятельности, достигая при этом положительного результата. В случае неудачи обращались ко мне или к сверстникам, тем самым, проявляя познавательную активность и желание выполнить задание. Все это позволяет сделать выводы о достижении поставленной цели и эффективности использования выбранных занимательных игр и приемов работы с ними. Для педагогов мною составлена картотека игр математического содержания, для самостоятельной деятельности детей и для закрепления материала в ходе совместной деятельности с детьми подобраны игры, большую часть которых изготовила сама.