«Нет ничего приятнее песка,
Ведь лечит он детей сердца и души.
Уйдет весь страх, уныние, тоска –
Песочной терапией зло разрушим!»
А. А. Марчук

«Использование песочной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»

Согласно ФГОС ДО, совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для всестороннего развития; формирования полноценной личности, получения им должного образования. В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.


Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания и развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и такое направление как песочная терапия.
Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Позитивное влияние песка на ребенка доказано давно. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Я изучила методическую литературу, познакомилась с исследованиями, посвященными изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, которые проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (А. В. Запорожец, К. Э. Изард, П. В. Симонов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Н. М. Амосов, П. К. Анохин, А. И. Захаров, Н. А. Степанова и др.). Также мною была изучена методическая литература по песочной терапии, в которой описаны игры, упражнения и игровые программы с использованием песочницы, облегчающие процессы обучения, коррекции и развития детей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко). Для того, чтобы более полно изучить интересующую меня тему, я прошла обучение в ООО «Столичном учебном центре» по программе повышения квалификации «Песочная терапия: Организация психологической помощи, современные методы терапии для детей» в объеме 72 часов.
Для исследования эмоционально-личностной сферы воспитанников, наличия агрессивности использовалась методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Для диагностики тревожности детей использовался «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. В 2020/2021 учебном году обследовано 14 воспитанников подготовительной группы.
В своей работе я использовала две формы работы с песком. Это работа в песочнице с использованием кварцевого песка и работа с сухим песком на световом столе.
Классический вариант работы в песочной терапии - это построение песочной картины. Ребенку предлагается построить волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице – коллекция миниатюрных фигурок животных, людей, морских обитателей, насекомых и т.д. или их изображение, а также различные бусинки, камешки, ракушки и другой бросовый материал.
Работа с песком требует определенных правил поведения. Обычно они обговариваются в начале занятия специально подобранным персонажем. Он приглашает в песочную страну и определяет правила поведения в ней. В моей работе таким персонажем является Песочная Фея. Персонаж дает задание ребенку. Основная часть - это выполнение задания. В заключительной части, которая называется «ритуалом прощания» персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.
По завершению цикла коррекционно-развивающих занятий была проведена итоговая диагностика детей, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально–волевого развития детей.
В результате проведенной работы наблюдались положительные изменения у детей:
• эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
• развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
• эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
• наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
• снизился уровень агрессии.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для эмоционально–волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: применение песочной терапии способствует снижению уровня тревожности и страхов воспитанников. Результаты опыта будут представлять практический интерес не только для педагогов нашего ДОУ, но и для других дошкольных учреждений.